14:44
НЛП как сказкотерапия

  Любите ли вы - сказки? Если - любите, то я рискну предположить - какие именно Вы любите сказки.

А любите вы сказки, которые (в науке их изучающей) определяют совершенно точно как - волшебные героические сказки.

Именно эти волшебные героические сказки и не давали вам возможности в детстве перейти на «взрослые книжки», заставляя библиотекарей и родителей грустно качать головами... Именно волшебные героические сказки и ассоциируются зачастую в голове неспециалиста с самим словом - сказка... Нет... не африканские истории о том, почему у черепахи панцирь в клеточку заставляли вас читать с фонариком под одеялом.

А теперь я задам Вам второй вопрос - любите ли Вы психотерапию? Ну, если вы - здесь, то любите, так же, как люблю её я сама.

Нравится ли Вам идея о том, что грусть можно вылечить не таблетками? Что не все люди - сволочи? Что ты сам - красавец и молодец, только ещё «вот чуть-чуть», и все это поймут, в том числе и ты сам?

Да-да-да, если вам нравится так мыслить, то вы действительно - «сочувствуете» психотерапии, а не бежите от неё, гневно размахивая руками.

Если вам нравится мыслить так, то вы, будучи взрослыми, любите психотерапию, а в детстве зачитывались волшебными героическими сказками. Ну что, я правильно нарисовала Ваш портрет?

Как Вы уже догадались, я клоню свои речи к тому, что психотерапия и сюжет волшебной сказки имеют некоторое сходство. Да, именно об этом я и хочу рассказать!

Краткосрочная терапия (НЛП-терапия) и структура волшебной героической сказки

Начнём с небольшого экскурса в область теории сказки. Ведь если мы с вами занимаемся сказкотерапией (как частью психотерапии), нам необходимо как следует представлять себе предмет нашего интереса.

Больше всего волшебной героической сказкой занимался наш соотечественник, великий учёный 20 века - Владимир Яковлевич Пропп. Всем, кто начинает заниматься сказкотерапией, я настоятельно рекомендую познакомиться с его основными трудами - «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Труды эти вошли в обязательный круг чтения гуманитариев всего мира, читаются легко и пересказаны всеми.

Итак... Волшебная героическая сказка сводится к сюжету о том, как Герой достигает - Цели.

В каждом сюжете сказки важны следующие моменты:

Цель такова, что достичь её может только САМ Герой,

Для того, чтобы достичь Цели, Герой должен отправиться в некое Загадочное Царство, которое лежит в Иных Мирах и добраться до него - неизвестно как,

Но при этом, ничего у Героя не получится, пока он не найдёт себе по дороге - Волшебных Помощников.

Когда психотерапевты стали изучать труды Проппа, им бросилось в глаза одно трудно скрываемое сходство - сходство структуры волшебной героической сказки с традиционной моделью любой краткосрочной психо-терапии, лучшим примером которой является модель терапии НЛП. (За эту информацию спасибо сказкотерапевту Дмитрию Соколову). Пропп, описывая алгебраический костяк любой волшебной сказки, пользовался специальными терминами, которые позже вошли в общегуманитарный обиход.

НЛП-исты, описывая структуру своей терапевтической сессии, тоже пользовались специфическими терминами, и эти термины также вошли в общегуманитарный словарь, так что понятны почти всем.

Давайте сравним.

Вот голый сюжет волшебной сказки по Проппу:

1 Недостача. (Чаще всего Герой нарушает некий известный ему запрет, в результате которого он становится открыт тёмным силам, и тогда тёмные силы осуществляют вредительство. Следствием этого является случившееся несчастье - недостача. Например такой сюжет сказки: Кот и Петух ушли в лес, а Жихарке сказали запереться дома и в окошко не высовываться. Жихарка нарушил этот запрет, пришла Лиса и осуществила вредительство - сманила Жихарку из дому. Результатом этого вредительства стало похищение Жихарки - недостача. Иногда сюжет сказки прямо начинается с вредительства и недостачи без предварительного нарушения запрета главным героем)

2 Встреча волшебного помощника. Герой сюжета сказки на своём пути обычно встречает персонажей, которые либо нанимаются помогать ему сами, либо одаривают волшебными предметами. Так, кот и пёс сами сопровождают героя в его путешествии, а когда возникает необходимость - ныряют в море за упавшим кольцом. Ну а баба-яга (сама не способная на экстремальные виды спорта) дарит герою то клубочек, то волшебную дудочку...

3 Герой в Ином (Тридесятом Царстве). Важно, что это Царство живёт по совсем иным законам, часто совсем противоположным тому, что видел и умеет герой.

4 Получение Награды.

А вот сюжет традиционной краткосрочной терапии (НЛП-терапии):

Клиент приходит к терапевту, потому что у него есть Проблема. (Чаще всего проблема связана с тем, что человек не в состоянии разобраться с тем, что же ему действительно в первую очередь надо от жизни, чтобы успокоиться и ощутить себя счастливым)

Придя к терапевту, клиент вместе с ним начинают искать - позитивный ресурс или ресурсы. Ресурс - это всё, что может помочь достижению желаемого результата (Обаяние и харизма, различные таланты, сила воли, уверенность, здоровье, креатив­ность, юмор, лёгкое отношение к жизни, друзья, деньги, связи, репутация). 

За поисками ресурса клиент и его терапевт отправляются не куда-нибудь, а в Бессознательное клиента - именно там находятся все ценные внутренние ресурсы человека а также ключи доступа к внешним ресурсам, которые человек видит, но пока открыть не может. 

Человек получает или Желаемое состояние или Хорошо Сформулированную Цель.

Итак, мы видим, что квест НЛП-терапии (на самом деле, практически любой краткосрочной терапии, но выраженный здесь в терминах НЛП) очень похож на структуру волшебной героической сказки.

Краткосрочная терапия: клиент совершает переход от актуального проблемного состояния к желаемому состоянию. Для этого он ищет - ресурсы, которые находит в своём Бессознательном.

Волшебная сказка: Герой потерпевший недостачу, совершает путешествие в Иное царство к своей цели, восстанавливает недостачу и приобретает Награду.

Как видите, сказки и психотерапия идут рука об руку. Одно при случае заменяет другое. Но для того,чтобы управлять сказкой, нужно быть - Волшебником. Чему мы с вами и учимся здесь.

Елена Назаренко

Просмотров: 1721 | Добавил: anatoly | Теги: сказкотерапия, психология, познавательное, нлп | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Вход ]